UY5LW ©
Заранее прошу прощения, что может длинно - может, кому и пригодится:)
Идея поездки в Мозамбик родилась стихийно, во время телефонного разговора с Андреем, тогда еще OK8ANM, а ныне UR4LRQ. Я
согласился незамедлительно, так как после того, как в 2005 году по независящим от меня причинам не смог принять участие в экспедиции на Chiloane isl. (AF-98),
на душе было ощущение чего-то недоработанного до конца. Оставалось определить время поездки, и желательно так, чтобы еще захватить какой-нибудь крупный
контест. На дворе был конец мая, и в Харькове в отпуске в этот момент находился <наш человек в Африке - Сергей Елисеев, не радиолюбитель, но обладатель
позывного C91EL, а также мой кум по совместительству. На вопрос о самом оптимальном времени визита, так, чтобы двое сумасшедших гостей сильно не досаждали
уважаемому преподавателю университета им. Едуардо Мондлане и не мешали работе, Серега ответил - ноябрь. Ну, если ноябрь, то тогда CQ WW CW'08 - лучшего
варианта и не придумаешь!
| |
UY5LW, Igor |
Теперь оставалось собрать комплект аппаратуры и антенн, заказать билеты и решить вопрос с лицензиями. Андрей приобрел на
фестивале во Фридрихсхафене мачту 18м имени DF4SA, и договорился с Коном насчет дальнейшей покупки спайдербима на ВЧ-бэнды по спонсорской цене, я потихоньку
занялся изготовлением бестрансформаторного усилителя на 2-х ГИ-7Б (tnx DL2KQ за подробное описание).
В августе подошло время для заказа билетов, и я сделал неприятное открытие - цены на билеты сильно выросли из-за
подорожания горючего, и по сравнению с 2005 годом разница составила раза полтора, а то и два. Девушка в агенстве уже начала узнавать меня по телефону по
голосу, и после огромного количества звонков и нескольких визитов все же удалось выбрать более-менее бюджетный вариант перелета по маршруту Киев-Амстердам-
Найроби-Мапуто авиакомпаниями KLM и Kenya Airways.
В конце августа поездка оказывается под угрозой срыва - получаю e-mail от Андрея, где он пишет о невозможности его
участия по вполне объективным причинам: После нескольких дней размышлений и прикидок принимаю решение ехать самостоятельно, но с более скромной задачей -
отработать тест в однодиапазонном зачете на 40 или 80, и попытаться до теста максимально закрыть НЧ диапазоны, чтобы дать возможность взять C9 тем, кто в
этом еще нуждается.
Первые числа ноября - билеты на руках, усилитель готов и проверен в связке с моим FT100D в WW SSB, мачта 18м приехала в
Харьков вместе с UR4LRQ и стоит у меня дома, по дому валяются бухты проводов, кабелей, веревок, также готовы согласующие устройства для различных типов
антенн и все это ждет упаковки в багаж. Для подстраховки еще беру 3 штуки 7-ми метровых удочки и трапы на 21, 18, 14 и 10 МГц (tnx UR4LRG). Ярослав UW7LL
(ex UT7GX) часа за три рисует сайт, Сергей US4LGW тут же размещает его на нашем клубном домене dxer.com.ua. Списываюсь по e-mail с Валерием 5Z4/RW1AU, чтобы
узнать, что из себя представляет аэропорт Найроби, где мне предстоит провести около 12 часов, получаю исчерпывающий ответ и еще много полезной информации,
включая особенности африканского эфира. Более того, договариваемся с Валерием о встрече в аэропорту, если конечно ему позволит работа. И наконец, получаю и
распечатываю копию долгожданной лицензии C91LW.
9 ноября, двое суток до отлета - я стою посреди комнаты, и смотрю на забитый до отказа чемодан на колесиках, чемодан на
напольных весах, на весах цифра 35 кг. Это несколько не укладывается в категорию багажа "PC", указанную в моем билете. Сие означает, что я могу иметь два
места багажа весом до 23 кг каждое, но никак не 35. Вторым местом багажа у меня идет сооружение по кличке "стингер", представляющее собой стандартно
упакованную спайдербимовскую мачту, по бокам примотаны скотчем 3 удочки, 80м коаксиала, сложенного в <колбасу>, а также примотан тем же скотчем продолговатый
мягкий футляр от фотоштатива, набитый разнообразным инструментом - отвертки, плоскогубцы, паяльники и т.д. Вес <стингера> - 17 кг. Поскольку примотать еще
что-нибудь к <стингеру> уже не представляется возможным, решаю везти усилитель в ручной клади. Итак, после N-ной переупаковки багажа имею чемодан весом 27 кг
и внушительную ручную кладь, состоящую из до отказа набитой сумки для ноутбука собственно с ним же, трансивером FT100D, прибором АА-200 (tnx UR4LTX) и
мотлохом всяких кабелей для CAT, CW манипуляции и т.д. Вторым номером идет небольшая спортивная сумка с усилителем (лампы вынуты, и едут тоже в ноутбучной
сумке, второй комплект - в багаже), благо удалось этот агрегат уместить в габариты 360х160х180. Ну и, разумеется, <стингер>, как же без него, но это,
разумеется, багаж. Последний штрих - наклеиваю на 2 места багажа бумажные листы с угрожающей надписью "KBP-AMS-NBO-MPM" - Алексей UT5UY утверждал, что это
магическим образом может помочь багажу долететь до места назначения. На сайте KLM прочитал, чем мне грозит перевес одного места багажа - 50 евро, ну терпимо,
а вот за "стингер", поскольку он длиннее 158см обещают содрать 150 евро: Набираюсь оптимизма, и надеюсь на лучшее - ну не все же делать по правилам?! Народ
с лыжами ведь летает как-то:-)
Аэропорт Борисполь, 3:30 утра, 11 ноября. Я выгрузился из автобуса и кое-как дотащил все описанное в предыдущем абзаце до
терминала "В". Еще час жду, пока появятся Алексей UT5UY и Саша UX0LL, любезно согласившиеся меня проводить - от вещей не отойдешь, а хочется курить и не
только. Появляются мои киевские друзья, и время начинает течь быстро и непринужденно за шутками, прибаутками, и подколами меня как начинающего DX-педиционера.
Начинается регистрация, и мы подходим сдавать багаж. К счастью, мои опасения не оправдались - чемодан медленно уезжает на ленте, а за "стингером" приходит
грузчик, и уносит его куда-то в чрево аэропорта, никаких дополнительных финансов не потребовалось. Барышня на регистрации распечатывает посадочные талоны на
все три сегмента полета, и мы, обнявшись на прощание, расходимся - я на досмотр ручной клади, а ребята назад в Киев. Стоя в очереди на досмотр, уже нащупываю
с сумке три документа - украинское разрешение, CEPT, и копию лицензии C91LW, сейчас начнется! Однако ни трансивер, ни даже усилитель после проезда через
рентген особого интереса ни у кого не вызывает, я штампую паспорт и иду в дьютик. Покупаю маленькую бутылку "Бэйлиса", ну, чтобы лететь было не скучно, и иду
в самый угол фри-зоны Борисполя, дабы накуриться перед полетом.
Амстердам, 9:00 местного, я лечу как угорелый по самодвижущимся дорожкам, поскольку отлет в Найроби в 10:20, и
регистрация уже идет, а мне надо пересечь весь аэропорт из конца в конец. По пути замечаю, что на телефоне заработал роуминг, и пишу ответную смс US4LGW,
который заботливо спрашивает, нормально ли я добрался в Shipshol. Наконец я возле нужного гейта, кругом в основном африканцы и немного англичан. Показав
посадочный талон, иду на контроль ручной клади, где в скором времени образуется консилиум из работников таможни, объект консилиума - разумеется мой усилитель.
Достаются, конечно, все документы, я объясняю, что это любительская аппаратура, более того homebrew, но в итоге вопрос решает специально вызванный бигбосс 2
метра в талии с почти горизонтально лежащим галстуком - он показывает сквозь отверстия перфорации блока питания на кондеры умножителя, и спрашивает, что это?
Я честно отвечаю, что это конденсаторы в блоке питания, этим он удовлетворяется и произносит магическую фразу - "It's allowed!". Я запихиваю усилок обратно в
сумку, из которой все же изъяли мой крем для бритья, и прохожу через длинную посадочную <кишку> в Боинг-777, который в течении 8 часов будет преодолевать
6800 км до Найроби.
Найроби, 20:30 местного, разминаю затекшие ноги, вытаскиваю из под сиденья сумку с усилителем, которая не поместилась в
контейнер над сиденьями, включаю телефон и выхожу из самолета в зал прилета-отлета. Первая плохая новость - роуминга нет. Захожу в какой-то пустой магазинчик
и прошу у девушки за кассой позвонить локально - без проблем дает мобилу и я звоню Валере RW1AU. Он спрашивает как долетел, как вообще, и многократно
извиняется, что подъехать не сможет - на работе форс-мажор, вырваться нереально. Ну, работа - дело святое, тут уж ничего не попишешь. Узнаю вторую и очень-
очень плохую новость - кажется, на всей территории аэропорта Найроби курить низзя! Для верности, возвращая телефон, задаю девушке вопрос насчет мест для
курения - ответ отрицательный. Не веря в подобный беспредел, я иду в центральную часть фри-зоны к прилавку <информация>, где мне рассказывают о президентском
указе от какого-то там января 2008 о запрете курения на территории аэропорта и штрафе 750 долларов за это деяние. О, ужас! Мне здесь торчать до утра, самолет
в 7:40! Вполне серьезно рассматриваю вариант о том, чтобы взять транзитную визу (50 баксов) и выйти в Кению в ночь, даже заполнил иммиграционную карту, но
потом подумал о своем содержимом ручной клади, и о том, что с этим надо выйти, а потом зайти, а если задержат: а если самолет улетит без меня? В общем, решил
терпеть. Зал ожидания компании KLM совместный с Kenya Airways - KLM, видимо, представлял один я, а вот все остальные обитатели зала - родную авиакомпанию.
Причем там не было ни одного мягкого кресла, а везде, где можно было лежать - народ уже лежал, сливаясь с черным цветом пластмассы жестких кресел. Там еще
был бар - несколько столиков, пару из которых оказались свободными. Я занял столик, взял местного пива "Trusker" (кстати, неплохое) и начал убивать резиново
тянувшееся время. Курить хотелось все больше, и заметив охранника, заигрывавшего с барменшей, я подозвал его и заговорщицким тоном спросил, ну так ли уж
совсем у них там нельзя курить. Объяснил ему, сколько я уже лечу, сколько сижу и сколько еще мне тут сидеть. Понимающе посмотрев, парень сказал, что будет
через пару минут и ушел. Вернувшись, он взял мои сумки и мы пошли какими-то подсобными помещениями и хитрыми переходами с трубами над головой непонятно куда.
Вышли мы через кухню в слабоосвещенное помещение закрытого уже ресторана (время уже около полдвенадцатого), разделенного ширмой на две части, в одной из
который стояли мягкие уголки и над каждым столиком была вытяжка. Показав на место за столиком, охранник сказал, что у меня есть час до пересменки, а вот
потом придет менеджер и: ну короче, через час он за мной зайдет. Спросил, принести ли мне пива - говорю, давай две и пепельницу. Он все принес и исчез. Час я
покайфовал, и вообще жизнь как-то наладилась. Ровно через час паренек пришел, и проводил меня назад в зал ожидания. Там в лучшую сторону ничего не поменялось,
только прибавилось народу и бар закрылся, остался единственный свободный столик. Недолго думая, я составил все 4 стула в ряд к стенке, положил сумку с
трансивером под голову, сумку с усилком на пол и ручки от нее в кулак, и попытался подремать. Удавалось мне это с переменным успехом, поскольку в зал
периодически заходили громогласные компании с прилетающих рейсов, но несмотря на все, все же удалось суммарно поспать часа 3. Около 5 утра я решил, что пора
выбираться и вышел в зал прилета-отлета проверить свой рейс на табло. Рейс был, отлет с 8-го гейта. Я занял позицию в зоне видимости монитора 8-го гейта и
стал ждать, там даже нашлось мягкое кресло, поскольку в это время народу было очень мало, а все магазины и кафешки закрыты. Около 6:40 я начал нервничать -
мой рейс на Мапуто не объявляют, на 8-м гейте идет посадка на Киншасу, пошел выяснять - оказывается, вылет задерживается до 9 утра. В 8 утра опять ничего не
происходит - опять поймал какого-то мужика с бэджем на 10 строчек, он ушел выяснять и вернулся с новостью о том, что вылет в 11. При этом если раньше на
центральном табло напротив моего рейса было написано "delayed", то тут он вообще с табло исчез и на ближайшие 5 часов о нем никакого упоминания! В 10 утра я
опять поймал, похоже даже того же служащего аэропорта (дело в том, что на стойке информации просто ничего не говорили), и осведомился о перспективах улететь
в 11. Он сказал что все ок, и посадка идет! Где?! На 8-м гейте: Да я только оттуда, он вообще пустой и все выключено! Да? Ок, пошли. Результат понятен -
мужик пошел выяснять где-же все происходит, если происходит, а я уже в стадии полупаники остался с сумками возле 8-го гейта. И наконец, о чудо, он
возвращается и говорит, что посадка идет на 10-м гейте. Там действительно стоит какой-то народ, на мониторе над гейтом просто горит время на черном фоне, но
тем не менее оказалось, что действительно оно! Никаких объявлений, ничего: Африка, однако. Потом предстояло еще одно - все, как в Амстердаме, только
чернокожий таможенник не знает, что такое hamradio, и мои лицензии для него - филькина грамота. Усилитель вытащен из сумки и на него смотрит весь персонал
гейта, пытаясь угадать, какой тип взрывчатки находится внутри. Помогает одна фраза - на вопрос, что там внутри, я прошу отвертку и обязуюсь раскрутить
усилок и таки показать что внутри, разумеется добавив, что сделал я его сам. Кениец испуганно смотрит и сам пытается запихнуть усилитель назад в сумку со
словами, мол, не надо: Ни к трансиверу, ни к двум ГИ-7Б (разумеется, без радиаторов!) интереса никто так и не проявил. Наконец я плюхаюсь на свое место в
767-м Боинге Kenya Airways и начинаются последние 4 часа этого уже кажущегося бесконечным путешествия.
| |
Мапуто |
12 ноября, Мапуто, около 3 часов дня - мы прилетели! Я понял, в чем была фишка - наш рейс объединили с рейсом на Хараре,
видимо мало народу в Мапуто летело, чтобы гнать целый самолет, Kenya Airways сэкономили, я чуть не сошел с ума, и наверное, куча народу, кто не нашел свой
рейс, осталась в Найроби. По крайней мере со мной из самолета выходили человек 7, не больше, остальные летели дальше в Z2. Получение визы заняло минут 40,
Серега Елисеев был на месте и тоже уже был на взводе - 4 часа никакой информации о рейсе, насколько задерживается и почему. Таможню проходим с его
безукоризненным португальским, оригинал лицензии он привез в аэропорт, в общем все прошло гладко, багаж дошел полностью, а сумку с усилителем мы ухитрились
вообще не показать во избежание лишних вопросов. Сразу после таможни весь багаж подхватывают носильщики, грузят в Серегин <Исузу>, я с непривычки пытаюсь
сесть на водительское место (руль справа!). Серега достает из бардачка флягу с вискарем, закуриваем, и я ощущаю себя практически дома! Вот он, Мозамбик!
Итак, все дорожные приключения, слава богу, закончились. Город Мапуто встретил меня хмурой пасмурной погодой, мелким
дождем и совсем неафриканской прохладой - около 22 градусов, не больше. От аэропорта доехали быстро, успел заметить, что качество дорожного покрытия
значительно лучше, чем в Харькове, центр города остался чуть в стороне - ехали через районы с 1-2 этажной застройкой, по сторонам маленькие магазинчики,
забегаловки (по португальски - баракаши). Заезжаем к Сереге во двор, выгружаем вещи, которые тут же подхватывают гварды (охранники во дворе) и заносят к куму
в квартиру на 2-м этаже. Уф! Ну вот мы и дома! В течении получаса привожу себя в порядок после перелета, и иду обозревать ближайшие окрестности на предмет
антенной тематики. Территория принадлежит университету, в нашем и окрестных домах живут в основном преподаватели и сотрудники. Дома двухэтажные,
двухподъездные, по 4 квартиры на подъезд, построены чехами (?!) еще в 70-х годах. Квартиры на первом этаже имеют еще, как правило, кентал - что-то типа
дворика с беседкой и мангалом, все это огорожено забором. Крыши двускатные, черепичные, на крышу выхода нет, черепица никак не закреплена - просто лежит
на деревянном каркасе. Зацепишь одну - уйдет полкрыши... В общем осмотр особого оптимизма в меня не вселил, но это все потом - сегодня отдыхать, а с
проблемами будем разбираться по мере поступления. Вечер проводим с Серегой в колоритном маленьком кабачке в 100м от дома под громким названием "Professoro
Club" - говорят, что был открыт по распоряжению самого Эдуардо Мондлане, основателя университета, для культурного отдыха преподавательского состава. Серега
меня знакомит со своими коллегами мозамбиканцами - все улыбаются, хлопают меня по плечу и спрашивают как долетел. Нормальные ребята, все отлично говорят
по-русски, поскольку в разное время и в разных местах учились в СССР. Для улучшения сна принимается достаточная доза местного виски "Катти Сарк" со льдом и
тоником, и мы идем спать - завтра тяжелый день.
| |
Подготовка вертикала к установке |
13 ноября просыпаюсь около 9 утра - усталость после перелета сказалась, проспал часов 10. Сегодня я повзрослел еще на год
- уже 37... Серега уже на ногах и собирается ехать ненадолго в университет, чтобы зарегистрироваться на какую-то конференцию. У меня в планах установка
трапового вертикала типа DL2KQ, осталось определиться с местом. Но в любом случае нужно отмерить провода, противовесы, потом настроить на земле, чтобы потом
перенести куда-нибудь повыше, если получится. Кум уезжает на пару часов, а я отчаянно мешаю домработнице Марте заниматься должностными обязанностями,
развешивая провода и бегая с рулеткой по коридору. Серега возвращается, и мы с удочками, инструментом, трапами и прибором АА-200 выходим во двор. Начинается
процесс настройки антенны начиная с 21МГц, и далее вниз. 2 часа на солнцепеке дают в общем удовлетворительный результат, КСВ в пределах диапазонов не
превышает 2, теперь на месте установки настройкой противовесов нужно будет подогнать все окончательно. Гвард приносит лестницу, и мы вылазим на чердак. Я
нахожу отверстие в черепице примерно 10х10см, и прикидываю, что можно закрепить удочку за балки, расстояние между креплениями будет около 50см, а дальше она
пройдет сквозь отверстие и будет стоять без растяжек. Выстоит - не выстоит, неизвестно, но другого выхода нет. Ставить её чуть выше уровня земли во дворе,
зацепив за ограждение площадки, на которой стоит старая и уже нерабочая спутниковая парабола как-то не хочется, будет стоять как в колодце - вокруг дома и
рядом еще 3-х метровый бетонный забор. Хотя там ставили свои антенны и мои предшественники команда C91CW, и UA4WHX, которого тоже принимала семья Елисеевых.
Там можно поставить 18-метровое немецкое изделие, это да, но потом - сегодня надо хоть с чем-то появиться в эфире, да и ДР как-то отпраздновать.
| |
Под крышей |
При помощи кума довольно быстро раскладываем и фиксируем удочку, приматывая её к балкам изолентой, пластиковыми стяжками
и проволокой. Дальше я отпускаю Серегу вниз в квартиру к холодному пиву, а сам занимаюсь развешиванием противовесов и их настройкой - для этих целей АА-200
незаменим, так как показывает знак реактанса, и легко можно найти переход через ноль, MFJ-269 такими возможностями не обладает. В отличие от предыдущего дня
на улице очень жарко, а под раскаленной черепицей на чердаке не меньше +45С. Наконец все пять диапазонов (21, 18, 14, 10, 7) настроены и я сбрасываю Сереге
кабель. Контрольный замер уже в шеке - все ок. Кум уходит к отцу (он живет в доме напротив) в кентал и разводит костер в мангале - у нас вечером по программе
шашлык и Немирофф с перцем, литр которого я провез в таре из под фанты, опасаясь нездорового интереса со стороны мозамбиканской таможни. Я занимаюсь
установкой ламп в усилитель и оборудованием рабочего места. Хочу проверить аппаратуру сразу, но хозяева настойчиво зовут на праздничный ужин - ничего не
поделаешь, Александра Ивановича Елисеева надо уважить:) Он работает в Мозамбике еще с 80-х годов, уже привык к Африке и наступление пенсии переживает
болезненно. Придется возвращаться на Украину, а там непривычно... Наша перцовка идет под шашлык замечательно, ужин удался, но надо появиться в эфире - UR4LRQ
и UW7LL дежурят на коллективке и уже переживают, судя по приходящим SMS.
| |
Вертикал установлен |
Еще раз проверяю всю коммутацию, включаю усилитель на прогрев. Слушаю диапазоны - 20-ка и выше глухо, как в танке, но это
понятно, т.к. уже почти 10 вечера, время с украинским, кстати, совпадает (но зимой, летом мы переводим часы, а в Мозамбике нет). 10 МГц живет, слышу Европу,
но по диапазону стоит ощутимый треск, скорее всего, локального происхождения. Немного помогает noise blanker, но кардинально проблему не решает. Списываюсь
по аське с Андреем, он уже нашел чистую частоту - назначаем скед на 10117. В 19.56 Z провожу первое QSO с UR4LWC - меня слышно неплохо, реально около 579.
Родная коллективка тоже проходит прилично, несмотря на отсутствие антенн на WARC - используется, похоже, южный диполь на 80. Чуть позже становлюсь на 10103
и начинаю работать up1 - зовет Европа, подходят американцы и одновременно неожиданно UA0ZC. Но принимать тяжеловато - треск мешает, и после связи с UT7QF
ухожу на 40. На 40-ке пытаюсь найти частоту сам, но видно становлюсь под каким-то европейцем, так так зовут вяло и немного в стороне. Андрей пишет, что
относительно чисто на 7003, я иду туда, и начинается первый достаточно интенсивный пайл-ап. Зовет Европа, UA9/0, и американцы все от W1 до W6. Земляки радуют
хорошими уровнями сигналов - UT7IL, UX1UA, UT3MD (о, привет дядя Вова!). Зовет неприлично большое количество бразильцев, десятка два, не меньше. Ближе к утру
зов сместился в сторону штатов, зовут почти одни американцы, на самом санрайзе (около 03.10 Z) очень громко прошел KH6LC. На улице уже светло, зов почти
прекратился, делаю попытку уйти на 10МГц. Там на моё одинокое CQ подходит только WC0W, пишет в кластере "lonely", но никто больше не зовет. Переключаюсь на
20, в ожидании кучи станций и... тишина. Треска нет, равномерный нормальный шум эфира, но ни-ко-го. В ssb в надежде услышать парней из 9-го и 0-го районов
кручу валкодер в интервале 14120-14160 - тоже тишина гробовая. Около 7 утра принимаю единственную станцию на диапазоне - A61Q, который дает мне 57. Все, надо
идти спать.
Кум просыпается как раз в момент моего ухода ко сну, и я засыпаю под музыку, которую он тихо слушать не умеет. 4 часа сна,
и вот я опять на ногах - надо ехать в город на базар за продуктами и попутно осмотреть, что из себя представляет столица. Пока Серега собирается - пробегаюсь
по ВЧ диапазонам и понимаю, что днем в эфире делать нечего. Равномерный белый шум и ни одной станции! С легким сердцем сажусь в машину и мы едем в центр.
Из правил уличного движения в Мозамбике придерживаются только двух: надо ехать по левой стороне дороги и быть
пристегнутым. Пристегнулся я, правда, по собственной инициативе - Серега едет со скоростью около 100км/ч, небрежно положа одну руку на руль, а второй он
держит бутылку "Баллантайза", к которой периодически прикладывается. Они с папой вчера посидели чуть дольше, и похоже кроме моего Немирова там было выпито
еще что-то. Мимо проносится красивая набережная залива St. Laurentina, с высокими кокосовыми пальмами и несметным количеством увеселительных заведений. Мы
въезжаем в центральную часть города, где превалируют многоэтажные офисные здания и яркие рекламы крупных мировых производителей. Обычный европейский город,
если бы не негритянские барышни с корзинами на головах на тротуарах и тропическая растительность.
| |
Общий вид |
Парковка возле базара да и вообще где угодно в центре - процесс отдельный, тебя зазывают парковщики, причем такое
впечатление, что каждый из них имеет свое определенное место, т.е. свои 2 метра в ширину вдоль дороги. Если поставишь машину на соседние 2 метра - 20
метикал уйдет конкуренту. Кстати курс метикала - 25 за доллар, и не менялся он последние три года точно. Паркуемся, и идем за покупками. Нужно купить мяса,
фруктов и пополнить запасы вискаря. Мясо в Мапуто лучше покупать из Свазиленда, у Сереги есть постоянный поставщик, у которого он покупает всегда. Цены
дешевле, чем на Украине раза в 2. Затариваемся свининой и говядиной, тут же ниоткуда появляется паренек лет 12-ти, которой потом еще минут 40 носит за
нами наши пакеты. Так вот почему мы с собой сумки не взяли... Купив все необходимое, садимся в машину, наш сопровождающий получает свои 20 метикал и
довольный, уходит. Теперь едем на рыбный рынок - это довольно далеко, на продолжении набережной, но почти за городом. В машине, как и дома, Серега тихо
музыку не включает - мы опять несемся по набережной, которая переходит в грунтовку, подпрыгивая на ухабах под произведение профессора Лебединского "Я убью
тебя, лодочник...", вискарь продолжает занимать законное место в левой руке кума. В общем, картина маслом. На рыбном рынке купили какие-то ракушки,
напоминающие мидии, и морских улиток. Серега не знает, как их употреблять, но Марта должна быть в курсе дела - кум твердо решил меня накормить морскими
деликатесами.
На обратном пути останавливаемся, чтобы купить кокосов и сфотографироваться - на сайте эта фотка есть, где я изображаю
толкание тачки по дороге. Технология выпивания кокоса мне была известна из литературы - кокос обтесывается сверху острым ножом, и внутрь вставляется трубочка для
коктейлей, хотя нам этого делать не пришлось - сервис входит в стоимость. Кокосовое молоко мне понравилось, кроме того, оно очень калорийно, и после
одного кокоса есть не хотелось полдня. Чуть дальше нас тормозит полиция - проверка документов. Серега ставит бутылку между ног, достает права и отдает
полисмену. Тот улыбается - все в порядке, можете ехать! Обригаду! (Спасибо!). Вот так...
По возвращении домой Марта получает задание приготовить купленных моллюсков, хотя, судя по её реакции, она тоже смутно
представляет, что с ними делать. Я включаю трансивер, на часах 2 часа дня. На 21 пусто, на 18 есть пару станций. Нахожу какого-то немца, зову - отвечает,
дает 579. Становлюсь на CQ, но в течение нескольких минут кроме RV9CPB не зовет никто. Серега приносит вареные ракушки и улиток, и мы начинаем ставить
кулинарные опыты над собой. Все бы ничего, если бы не песок - хрустит на зубах ощутимо, и портит все впечатление. Набираюсь терпения, вытаскиваю пару
десятков улиток из панциря, скрадываю в дуршлак и промываю водой - теперь это более съедобно. В общем, под пиво вполне употребимо. Кстати о пиве - местная
"Лаурентина" мне очень понравилась, продается в бутылках 0.65л, но в основном только в обмен на аналогичную стеклотару, как у нас в 90-е годы.
| |
Рынок |
Возвращаюсь на рабочее место, слушаю 20-ку. Дело идет к 4 часам, диапазон начинает оживать. Списываюсь в аське с
Ярославом UW7LL, он находит чистую частоту 14015. Проводим QSO, я остаюсь и начинаю давать сплит. Зовет только Европа, между делом вклинивается VK6HZ. Ярик
пишет что уровень у меня ого-го, и чуть позже присылает mp3 с моим записанным сигналом. Через полтора часа, около 5:30 вечера перехожу на фифтын. Диапазон
живет, идет Европа и американцы с хорошими сигналами. Нахожу частоту и в течении получаса делаю полсотни связей, потом зов как-то резко прекращается.
Наступает сансет. Прыгаю на 18 - там американцев тоже слышно неплохо. Еще полчаса американско-европейского зова, и диапазон тухнет на глазах. W1-W6 шли
одновременно, как и ночью на 40. На улице почти темно, в 1655Z провожу связь с UR4LWC на 40, пайлап начинается почти сразу. Зовут японцы, иногда азиатская
Россия и Европа. Перекрывая стену японцев зовет UR0MC, здороваюсь, и продолжаю обрабатывать JA. Прием не очень - стоит шум около 4-5 баллов по S-метру, но
через час падает почти до нуля. Тут к нам приходят гости - друзья Сереги, и мне приходится на время оторваться от трансивера. Один из них, Дима, колоритная
личность - на визитке написано "Украинська громада Мозамбику"(?!). Второй - молодой парень Валентин, сын преподавателя из университета, работает где-то в
сфере финансов. Мы начинаем обсуждать, куда мне можно поехать за пределы Мапуто, чтобы и было на что посмотреть, и чтобы развернуться можно было в плане
антенн, особенно на 80 и 160. Вопрос стационарного электропитания тоже принципиален. После перебора большого количества вариантов я вспоминаю об острове
Инйака (Inhaca isl.), о котором был предварительный разговор с кумом, но он начисто отмел эту идею, поскольку он там один раз был и по его впечатлению отели
там супер дорогие, да и добираться только на самолете, а это тоже недешево. Тут Дима достает телефон, и говорит, что может созвониться с управляющим одного
из отелей прямо сейчас, он его хорошо знает, и более того, он учился у нас и нормально владеет русским. После переговоров Дима сообщает, что для нас делают
скидку 30%, и что добраться на остров можно и катером, что существенно дешевле, да и самолет стоит 60 долларов в оба конца. Мы с Серегой посовещавшись,
решили что сумма подъемная, но если ехать только на время контеста на 4 дня - заехать в четверг, и уехать в понедельник. Но тогда остальное время придется
сидеть в Мапуто, и довольствоваться в плане радио теми возможностями, которые есть. Но с другой стороны - AF-66, хоть и не new one, но все равно не каждый
день в эфире, у меня, скажем, не подтверждена и даже не сработана. В общем, предварительно решили, осталось только получить еще одну лицензию, поскольку хоть
Инйака и относиться к округу Мапуто, но на все острова в Мозамбике отдельный префикс C98. Позывной C93DY - кстати, исключение, которое каким-то образом из-за
неразберихи в INCM (что-то вроде Укрчастотнадзора) был выдан на остров исходя из принадлежности к провинции Бейра. Поскольку был вечер пятницы, вопрос с
лицензией был отложен на понедельник.
| |
На побережье |
Наши гости ушли, Серега лег спать, а я решил послушать 20-ку. Вчера в это время (20Z) там было пусто, а сегодня куча
американцев с ломовыми силналами! В течение 40 минут меня зовут, постепенно темп спадает и диапазон умирает. На 10МГц пара связей с JA, но дальше особого
хода нет - поздновато, опять 40 и стена JA. Сегодня японцы идут получше, да и работать приятно - в отличие от Европы и американцев, если выхватил "JA7...",
то остальные молчат и зовет только JA7. В районе 23:00 Z японцы прекращаются (там уже светло) и начинаются американцы и Европа. Досиживаю до 00:00 Z, и начинаю
засыпать - 4 часа сна не совсем достаточно. На улице барабанит дождь, и ветер раскачивает эвкалипты, засыпаю с мыслью, а выстоит ли антенна?
Антенна таки упала. Утром, когда я еще спал, в дверь позвонил гвард и сообщил об этом Сереге. Погода стояла по-прежнему
ветреная с небольшим дождем, и мои планы поставить низкочастотную антенну опять отодвинулись, более того, надо было восстановить штырь. От стандартной удочки
конструкцию отличало лишнее колено, увеличивавшее общую длину до 8 метров - вот на этом колене она и сломалась. С трудом втащив удочку через отверстие в
черепице, оцениваю степень повреждений. Хорошо, что у меня три одинаковых комплекта, есть чем заменить. На восстановление уходит около часа, но надолго ли?
Погода не радует, прохода нет, сидим с кумом и смотрим "ДМБ".
| |
Pile-up |
Около 4 часов дня пытаюсь поработать на 18, но за 10 минут зовет только UT4EK. На 20-ке повеселее, снова контрольное QSO
с LWC и вперед! Работаю минут 20 с Европой, потом решил попробовать 10 МГц, смысл сидеть на 20-ке? На 30 м неожиданно пошел отвал JA, хотя думал рановато,
зов хороший держится около часа. Ребята с LWC (в субботу почти весь коллектив собрался) пишут, что на 21 неплохо слышат ZS. На фифтыне связи с альмаматер еще
нет, да и вообще там связей маловато - делаю QSY на 21007. Наши тут же зовут с хорошим уровнем, дальше как обычно - штаты и Европа. Пятнашка держится опять
до 16 Z, и закрывается - как по расписанию. Дальше еще час на 20 с умеренным зовом, час перерыв на ужин - и на 40. Около 19 Z Ярик UW7LL предлагаетпопробовать
SSB, слышу неплохо, но мешает какая-то коллекторная помеха, из-за которой выше 7015 и в телеграфе принимать невозможно. Следом зовет UR7EU, еще несколько
европейцев и JA7GAP. Нет, в телефоне дела не будет - в Европе на моей частоте уже дурдом, я слышу одного из десяти. Ухожу в телеграф и до 20 Z сижу там, в
основном JA, через которых "проламывают" UW2ZM и UR5MD. Переключаюсь на 30 м - зовет K7CW, а дальше опять стена японцев. Сегодня треск не такой сильный на
30-ке, в течение полутора часов наслаждаюсь японским пайл-апом. Опять перехожу на 40, и в за 5 минут зовут VK6AJ, VK6DU, VK6BN и VP8NO. Такой вот странный
набор на букву "V". Кстати, вообще из австралийцев работал оттуда только c VK6, не дальше, и ни одного ZL. Подходят UA6LV, UY5ZZ/A, дальше как обычно -
Европа, Штаты, японцы, YB, PY - все и сразу. Опять сижу до 0Z, диапазон притухает и сигналы не превышают S5. Следующий всплеск только перед санрайзом, но до
него не досижу - иду спать. Завтра, если будет погода, надо ставить 18-метровый вертикал.
| |
Кокосы |
В воскресенье, 16-го ноября погода не подвела - даже черезчур жарко, солнце палит нещадно. Спайдеровская мачта лежит в
разложенном виде на земле, а я занимаюсь протяжкой вдоль неё двухпроводной линии с изоляторами через каждые пару метров, которая может быть при
благополучном исходе станет шлейфовым вибратором. Впереди еще подвязка растяжек, и проводов, которое будут образовывать треугольник, дополняющий шлейф до
четвертьлямбды. Кум смотрит скептически, хотя и помогает изо всех сил. Сил, правда, немного - каждые 5 минут он уходит в тень хлебнуть холодного пива.
Конечно, периодически от него не отказываюсь и я.
Наконец антенна собрана и готова к подъему, мы зовем пару гвардов в качестве ассистентов. Наступает ответственный момент
- мы начинаем пытаться привести конструкцию в вертикальное положение. Но в момент, когда угол подъема уже достиг около 45 градусов, основание соскальзывает
и мачта падает частично в соседний кентал, чудом не зацепив декоративную карликовую пальму, гордость соседей. Разумеется, провода и веревки при этом
образовали что-то похожее на плохосплетенный веревочный половик.
Еще через каких-то пару часов веревки распутаны, провода натянуты и все начинается сначала. На этот раз верхушка мачты
цепляется за дерево, мы начинаем пытаться продраться мачтой через листву, она гнется, как лук, и, неожиданно освободившись, встает почти вертикально. Серега
не успевает выбрать оттяжку, и все сооружение валится в противоположную сторону, едва не задев соседскую "Тойоту".
| |
Местное пиво |
Попытка номер три увенчалась успехом, мачта стоит и нормально растянута, однако леска, которая была привязана к самому
верху, чтобы совместно с треугольником быть эквивалентом верхнего яруса растяжек, запуталась где-то наверху и свела вместе провода шлейфа в верхней части
антенны. Сил больше нет никаких, и мы решаем отложить дальшейшие манипуляции до завтра. Александр Иванович приглашает на ужин, в процессе ужина постепенно
организм и душевное состояние приходят в норму. После 20Z опять разгребаю 40-ку.
Понедельник. Антенну опустили и подняли, вроде бы все получилось и ничего не запуталось. Больше 2-х противовесов сделать
не получается - иначе просто будут цеплять заезжающими машинами и рвать. Эти два идут на высоте от метра до 3, и настроены на 1.83 МГц. В качестве земли еще
прицепился к оцинковке, которая проходит через сетку-рабицу забора, к которой примотано основание антенны, а оцинковку соединил с колючей проволокой над
бетонным забором, тянется метров на 100. Там то ли посольство, то ли еще какое режимное заведение. В итоге получил КСВ 1.7 на 1.83, полоса по 2 где-то от
1815 до 1840. Вечером разразилась сильная гроза, с приличным ветром, и около 8 вечера штырь на ВЧ опять повалило. Через час все стихло, но по темноте
восстанавливать уже не стал. На 160 на прием шум 9 баллов, не слышу ничего, да еще и гроза рядом. Зашел в ON4KST чат, и обратился с народом с просьбой
меня послушать, в общем аля Федор Лбов. Результаты обнадежили - меня слышат от UA9 до East Coast, от 449 до 579, в общем что-то надо решать с приемом.
Случайно переключившись на 40, обнаруживаю очень неплохой прием на 160-метровую антенну, промер КСВ показывает, что резонанс почти рядом и на 40 можно вполне
на нее работать! Еще два часа разгребаю пайлап из японцев, янков и Европы, и иду спать.
| |
18 m up |
Во вторник с утра лезу на чердак, ремонтирую антенну, запчастей от удочек уже почти нет. На улице опять дождь, сквозь
дырку в черепице хлещет, как из ведра - спускаюсь вниз мокрый, хоть выжимай. Антенна снова стоит, но непонятно, надолго ли. Днем начинается конкретная гроза,
я откручиваю антенные разъемы и мы с кумом идем в "Professoro". Судя по всему это надолго, и я объявляю день, свободный от радио.
Среда, 19-е, погода вроде опять наладилась, с утра солнце и полный штиль. Штырь на ВЧ пока стоит, спайдеровская мачта
тоже. Озадачиваю Серегу - нужно как-то пройти в соседский кентал, чтобы протянуть леску, а потом по ней втянуть провод бевериджа. Это единственная
возможность повесить 200-250м строго на север, без этого не будет приема, и все наши старания пойдут прахом. Соседи там не особо дружественные, поэтому Серж
соглашается с большим скрипом, но все же идет. Я попадаю в кентал, но он, оказывается, состоит из двух, и чтобы попасть на свободное пространство за забор,
мне нужно попытаться бросить катушку с леской метров на 20. Бросаю, и катушка не долетает полметра до забора - дело плохо, вторые соседи с Серегой откровенно
враждуют. Попасть на их территорию - дело почти безнадежное. Тут, к счастью, появляется упоминавшийся выше Валентин - он лицо нейтральное, и вполне может
договориться с соседями. Пока он отвлекает хозяев, я пробираюсь во двор и перебрасываю катушку с леской через забор. Дело сделано! Дальше дело техники -
бухта провода 0.7 мм, час времени, два резистора по килоому, соединенные параллельно, специально привезенное согласующие устройство с переключателем 160/80,
и беверидж готов. Настраиваю СУ и получаю ксв 1.1 на 1830, остается пробросить кабель. К обеду все было готово, и включив днем приемник на 160, с
удовольствием убеждаюсь, что шум 0 баллов. Остается надеятся, что ночью полезные сигналы будут отличны от нуля.
В ушерб ВЧ диапазонам решаю лечь спать около 6 вечера, и ставлю будильник на 23:30, чтобы потом нормально досидеть до
утра. Просыпаюсь, включаю усилитель на прогрев и слушаю, что творится на 160. Нормально принимаю нескольких европейцев, похоже, что бевер работает.
Становлюсь на 1823.5, даю CQ, параллельно смотрю за постингами в КСТ-чате. Первой зовет дама - OM5MF, уровень реально 599, и слышит, видимо, хорошо. Минут
через 5 подходит DL8QS, а дальше пошло-поехало. Из наших первым подходит UA4HBW, затем RA6AX. Чуть позже, тоже очень громко RK6AXS, UA4HAU и UW2ZM. После
часа ночи проход явно идет на убыль, провожу последнее этой ночью QSO на 160 с YL2SM, и делаю QSY на 40. Это самый мой ударный диапазон, и условия
прохождения позволяют работать на нем дольше всего. Окучиваю 40-ку почти до санрайза, перед санрайзом делаю вылазку на 160 - кроме UA3TCJ с уровнем 599+10 дб
никого, меня не слышит, видимо, слушает USA. Даю безответные CQ, пока за окном не становится совсем светло. Тем не менее в активе более 30 связей с Европой,
с учетом длины трассы совсем неплохо.
На следующий день сажусь за радио в 3 часа дня, и обнаруживаю неплохой ход на 18. Пайлап продолжается непрерывно в
течение двух часов - для капризного южноафриканского прохождения это рекорд стабильности! Потом UR4LRQ утаскивает меня на 20 в SSB, и мы беседуем почти как
по телефону, я сообщаю свои последние новости и ближайшие планы. Пробую продолжить в SSB, провожу три десятка связей, в том числе с UY5ZZ/A, RW3DD, UT2XQ и
UR5EDU. Но зов не тот, что в телеграфе, тут бы хотя бы 3 элемента, а не вертикал... Ухожу в телеграф, там зовут неплохо и стабильно, дальше на 40, все как
обычно. Случайно включаю на прием бевер, и обнаруживаю, что он шумит баллов на 5. Включаю 160 и проверяю уровень шума там - те же 5 баллов. Подключаю
АА-200 - картина по КСВ совсем другая - что-то случилось. На улице почти стемнело, беру фонарь, и вместе с Серегой идем искать причину таких изменений. Она
обнаруживается быстро - метров в 70 от начала провод закручен за ветку дерева и оборван. Причем закручен витков на 50 - кому то же надо было это? Я
отправляюсь за проводом, и мы протягиваем две трети бевера по новой, к счастью, нагрузочный резистор на месте. Картина ксв восстанавливается в первозданном
виде, и шум падает до 0. Возились мы долго, поскольку темно, бевер проходит по зарослям кустарника в стороне от дороги, а фрагмент его вообще через свалку.
Под ногами густая трава, в которой периодически раздаются шорохи непонятного происхождения. Поэтому вооружившись палкой, поначалу шарили ей в траве в том
месте, куда собирались ступать. Это не дома, где можно под ноги не смотреть...
| |
|
Включился на 160 уже около 22:30 Z - громко идет RZ0AF, оказался самым восточным корреспондентом. Затем провожу связи с
UA6LV, UY0ZG, UY5ZZ/A, немного зовет Европа, подходят KV4FZ и OY9JD. Наконец подходит UA9YAB - знаю, что для него new one, и он долго меня "высиживает". Зов
заканчивается совсем, делаю перерыв и ухожу на 40. Возвращаюсь на 160 после 01:00 Z - в логе появляются UA9MA, RU3DX, и первые американцы - K5NA и NX4D. Их на бевер не
принимаю вообще, на вертикал на фоне шума 7-9 баллов еле разбираю, но принимаю на пределе. Диаграмма у бевера есть, и не очень широкая, земля здесь хуже
некуда, должен даже не очень длинный работать эффективно. Провожу еще несколько связей, и все, дальше тишина. На санрайзе только два маяка - UY0ZG в районе
1823 и UA3TCJ где-то выше, кажется 1827. Ложусь немного поспать - сегодня мы собираемся съездить в Свазиленд на день, попробовать увидеть слонов и прочую
живность. Выезд назначен на 9, так что спать осталось часа 3, дальше попробую доспать в машине.
(Продолжение следует).
|